15 августа 2023

О публикации на разных площадках

Привет. Это обещанный на моём Telegram-канале пост про опыт публикации игры на различных площадках. Речь идёт об игре Echo Storm, которая разрабатывалась под PC-платформу, поэтому площадки рассматриваю только с этой же платформы. Актуально на август 2023.

Steam

Про Steam подробно рассказывать смысла вроде и нет, поскольку с этой площадкой знакомо наибольшее количество разработчиков по сравнению с остальными платформами. Эту площадку при сравнении с другими можно взять за эталон, типа как должно быть. Но, не смотря на это, тут можно много чего сказать.

Условия размещения

Чтобы опубликовать игру, необходимо заплатить взнос $100 (за каждую публикацию). Этот взнос тебе возвращают при достижении игрой прибыли $1000. Мне пока не вернули, и как это отображается в личном кабинете разработчика или отчётах - не совсем понятно, видимо - никак. Мелочь, но создаёт неудобство.

Личный кабинет

Не смотря на то, что эта площадка на текущий момент считается лучшей, на ней не всё хорошо. В основном, интерфейс личного кабинета устаревший, местами запутанный, некоторых функций не хватает или сделаны они плохо. Например, нет A/B-тестов, которые, например, присутствуют в Google Play для мобильных игр. Или другой пример - подробный финансовый отчёт сформировать нельзя. К примеру, я заработал $1000 за 3 месяца. За 1 месяц мне выплатили, скажем, $400, и посмотреть, какую именно сумму Valve тебе ещё должны не представляется возможным. Ну, либо интерфейс настолько непонятный, что я попросту не нашёл эту информацию.

Ещё пример: графики и аналитика трафика пользователей довольно примитивные, и всерьёз ими пользоваться почти невозможно. Я не представляю, как с этой площадкой работают разработчики и издатели AAA-игр, вероятно, у них есть свои инструменты. Но это очень большая мотивация для них уходить с платформы Steam на другие площадки, которые предоставят им более качественный сервис и аналитику (в том числе и свои собственные площадки).

В общем, есть ощущение, что Valve слабо развивают свой продукт, и это совсем не радует.

Вспомогательный функционал

Steam предоставляет множество разных функций своего API, например - авторизация пользователей, достижения, лидерборды, мультиплеерный функционал и т. д. Главный минус - это всё жестко привязывает к использованию платформы Steam, и после внедрения функций, особенно мультиплеера, перенос на другую платформу становится довольно трудной задачей.

Помощь в продвижении игры

После релиза, Steam даёт месяц размещений игры в различных рекомендациях на своей площадке, показывая игру игрокам, которые интересуются похожими проектами. Но, в последние годы конкуренция между играми сильно увеличилась - очень много новых инди-релизов, среди которых игра может легко затеряться. По этой же причине, в какой-то момент Steam поменял алгоритмы рекомендаций, и в итоге, получаемый органический траффик игроков со Steam околонулевой.

Epic Games

Площадка во всём копирует Steam, но в довесок предоствляет более современный интерфейс и заторможенность его работы в том числе.

Кабинет разработчика

Личный кабинет визуально приятный, но пользоваться им тяжело. Каких-то более уникальных функций у личного кабинета Epic Games по сравнению со Steam я не обнаружил. Наоборот, казалось бы, привычные функции Steam, но здесь они как будто специально усложнены и запутанны. Тут каждый твой выпуск игры должен пройти этапы Dev -> Stage -> Live, причём на Stage каждый раз происходит модерация, что очень сильно замедляет выпуск релиза.

Вспомогательный функционал

Epic Games активно развивают свой фреймворк Epic Games Services, который предоставляет функционал авторизации пользователей, достижений, лидерборд и т. д. Важное отличие от Steam - этим функционалом игрок может пользоваться даже без установленного Epic Games Store.

И это довольно важно, поскольку даёт потенциал для релиза игры на разных платформах, при этом сохраняя функционал достижений и прочих функций взаимодействия с игроком. В отличие от Steam, где ты начинаёшь жёстко зависеть от платформы сразу после релиза. Это к слову о мнении, что Epic Games Store плох для рынка и игроков, т. к. пытается нечестно конкурировать. Но никто не думает о том, насколько пользуется своей монополией Steam, и как это вредит разработчикам и релизам, а затем и самим игрокам.

Условия размещения

Условия размещения аналогичны Steam по цене и прочим правилам, но разработчику выплачивается бОльший процент прибыли - 88% против 70% у Steam.

Помощь в продвижении игры

Если судить по цифрам вишлистов, площадка приводит раз в 6 меньше пользователей, чем Steam. Да и в целом, наличие этих пользователей обусловлено кратно меньшей конкуренцией, чем в Steam. Например, на момент выхода, моя игра находилась на главной странице Epic Games. В Steam такого добиться инди почти невозможно. А какого-то особого траффика Epic Games не даёт. Через месяц после размещения вишлисты и продажи почти остановились.

VK Play

Относительно новая площадка, ориентированная в большей части на СНГ-рынок. Отличается русскоязычностью, малым количеством игр на площадке, и, следовательно, низкой конкуренцией за игрока.

Условия размещения

В отличие от предыдущих площадок, размещение игры бесплатно для разработчика, и процент прибыли, получаемый с продаж, на данный момент 95%. Это выше, чем у Steam и EGS, и, как я понял, доля VK 5% включает оплату налога НДС, что даже ещё лучше.

Кабинет разработчика

Личный кабинет весьма сырой и отстаёт от Steam, но в целом работать с ним приятно - он довольно понятный и не тормозит как Epic Games. Фидбек по процессу модерации игры можно получить на русском языке. Особый бонус - портация игры со Steam API (ачивки, лидерборды и тд). Для этой цели используется подмена DLL SteamAPI на версию от VK Play, которая содержит функции с теми же названиями, но работающие с API VK Play. Это позволяет максимально быстро перенести свою игру с сохранением всего функционала достижений и т. д. Но, к сожалению, не всё там работает, и часть функций просто заглушки. Разочаровывает на платформе плохая аналитика и статистика продаж - её явно ещё не доделали и информации банально не хватает. Есть чат с поддержкой на платформе, но поддержка в нём не отвечает.

Вспомогательный функционал

VK Play так же имеет функционал достижений и т. д., но всё это не очень подробно описано и на текущий момент явно реализовано слабее, чем у Steam и Epic Games.

Помощь в продвижении игры

Пользователей на игру VK Play практически не приводит, а если привести их самому через рекламу - покупать и даже добавлять в желаемое игру не спешат, платформа не пользуется интересом у русскоязычных пользователей на текущий момент, и они предпочитают покупать в Steam (даже не смотря на ограничения оплаты в РФ).

В документации VK Play указано, что можно получить фичер на 350 тысяч показов при соблюдении довольно простых условий, но как это сделать - неясно. Мне после публикации его не предложили.

Подводя итоги

Все перечисленные площадки для ращмещения игр имеют много недостатков, и если работаешь над небольшой игрой, пока что оправданным вижу использование Steam-площадки как основной.

Заходить без пиара на текущий момент нет смысла ни на одну площадку - даже Steam не даёт необходимого количества стартовых пользователей, если у тебя нет хотя бы 10000 вишлистов на релизе.